Призрак утилизации — Авторевю

Со вступлением России в ВТО и введением утилизационного сбора цены на автомобили… не изменятся

Со вступлением России в ВТО и введением утилизационного сбора цены на автомобили… не изменятся

32,7 миллиарда рублей,по данным Московского автодорожного института (МАДИ), нужно на создание в России комплексной системы утилизации. В такую сумму обойдутся 680 стендов для разборки автомобилей, 20 шредерных установок,
а также оборудовать 40 заводов по переработке шин, 10 заводов по переработке продуктов шредерного производства, 10 — по переработке пластмасс и 5 — по переработке аккумуляторов

Тем, чьи автомобили ввезены в страну до введения сбора, платить за утилизацию придется самим, причем никакого стимула или обязанности сдавать машину в утиль цивилизованно пока нет. И это притом, что доходы от сбора в первый же год превысят тот 31 миллиард, который за время «эксперимента по утилизации» в 2009—2011 годах правительство потратило на выплаты за автохлам. Тогда, напомним, за каждую сдаваемую в утиль машину владельцы получали по 50 тысяч рублей

С 22 августа Россия является членом Всемирной торговой организации (ВТО): согласно протоколу таможенные пошлины на легковые автомобили с этой даты снижаются с 30% до 25%, а в период с 2015 по 2019 год они должны упасть до 15%. Правда, касается это только автомобилей, ввозимых юридическими лицами: для физических лиц со вступлением в ВТО ставки не меняются.

Но и без того это повод для радости. Ведь для импортера, ввозящего, например, Nissan Qashqai, который сейчас продается минимум за 795 тысяч рублей, пятипроцентное снижение пошлины составит около 30 тысяч рублей. Для продавцов Audi A4 ценой от 1 млн 160 тысяч рублей это шанс скинуть с розничной цены 45 тысяч рублей, а Mercedes E 350 за 2,6 млн рублей мог бы подешеветь почти на 100 тысяч рублей.

Увы, все поводы для радости исчезнут уже 1 сентября, ибо в России вводится обязательный «утилизационный» сбор. В соответствии с подписанным 28 июля законом «за каждое транспортное средство, ввозимое в РФ или произведенное, изготовленное в РФ… уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности». О том, что на самом деле это мера защиты отечественных производителей, мы уже рассказывали (АР №10, 2012). Ведь от оплаты утилизационного сбора могут быть освобождены автопроизводители, организовавшие в России промышленную сборку автомобилей, причем с обязательством «обеспечить последующее безопасное обращение с отходами», в которые их продукция превратится в конце срока службы.

А тем, у кого своего завода в России нет, придется платить. Правда, не такие астрономические суммы, как ожидалось. Формула сбора состоит из базовой ставки в 20 тысяч рублей, которая умножается на коэффициенты, зависящие от возраста автомобиля (менее или более трех лет) и объема его двигателя. Таким образом, за Nissan Qashqai и любой новый автомобиль с мотором объемом до двух литров фирма-импортер заплатит сбор в размере 26800 рублей. То есть примерно ту сумму, сэкономить которую обещало снижение пошлины в рамках ВТО! Правда, Минпромторг обещает корректировать ставки сбора примерно каждые два года.

Что с подержанными машинами, на которые согласно первым проектам хотели установить сбор в размере от 100 до 600 тысяч рублей?

Все не так страшно. То есть с юридических лиц за иномарку более трех лет действительно будут «собирать» от 165 до 700 тысяч рублей, но, по статистике, в импорте юрлицами доля подержанных машин составляет всего около 2%. А к автомобилям, которые ввозят физические лица для личного пользования, применяется понижающий коэффициент — сбор составит 3000 рублей за новую машину и 5000 рублей за подержанную независимо от объема двигателя. Оплатить утилизационный сбор при этом нужно при растаможке машины. После этого в паспорте транспортного средства ставится особый штампик об уплате сбора.

Точно такой же штамп будет стоять и в паспортах всех новых машин, что ввезены импортерами и проданы через дилерские сети. По окончании срока службы такого автомобиля его последний владелец сможет бесплатно сдать машину в пункт переработки автохлама — утилизацию оплатит государство за счет ранее внесенного сбора. А вот если штампика в техпаспорте нет, то есть автомобиль был выпущен в обращение до 1 сентября 2012 года, то за утилизацию придется платить последнему владельцу машины. Несправедливость?

А кто будет создавать и развивать сеть утилизационных пунктов? В Минпромторге говорят, что проблема оказалась сложнее, чем предполагалось ранее. Поэтому до сих пор продолжаются консультации с Минприроды и другими ведомствами. В нынешнем же виде постановление правительства фактически возлагает всю ответственность на… отечественных автопрозводителей! Да, они освобождены от уплаты сбора, но за это обязаны организовать пункты приема авторухляди в каждом населенном пункте, где проживает более полумиллиона человек, а также обеспечивать прием автомобилей, их доставку на предприятия и «деятельность по обращению с отходами».

Пока понимания ситуации нет ни у кого в индустрии. Хорошо, что постановлением предусмотрена возможность привлечения автопроизводителями сторонних организаций, то есть независимых утилизаторов. И есть шанс, что на развитие системы переработки автоутиля могут быть направлены те утилизационные сборы, которые с 1 сентября 2012 года начнут поступать в доходную часть бюджета (по отдельному коду бюджетной классификации).

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.